Шариковые подшипники радиальные однорядные имеют на обоих кольцах относительно глубокие дорожки качения, без наполнительного отверстия и они неразъемные. Оптимальный размер шариков и их прилегание к дорожкам качения обеспечивает относительно высокую несущую способность. Подшипники, могут воспринимать радиальные и осевые нагрузки в обоих направлениях, а также пригодны для высоких частот вращения. Изготавливаются в широком ассортименте и являются наиболее распространенным типом подшипников качения.
В табличной части приведены основные характеристики подшипников для следующих групп:
• Миниатюрные подшипники
• Тонкостенные подшипники серии 618 и 619
• Стандартный ассортимент серии 160, 60, 62, 63 и 64
Основные размеры шариковых подшипников радиальных однорядных, указанные в размерных таблицах, кроме разъемных подшипников шариковых радиальных однорядных типа Е и ВО, соответствуют международной норме размеров ISO 15. Размеры дорожек для предохранительных колец соответствуют международной норме ISO 464.
Подшипники шариковые радиальные однорядные с защитными шайбами по обеим сторонам или с одной стороны изготавливаются с защитными шайбами (Z, -2Z, или же ZR, -2ZR) или с уплотнением (RS, -2RS или же RSR,-2RSR). Защитные шайбы образуют бесконтактное уплотнение. Подшипники производятся в первичном исполнении с канавкой для защитной шайбы на внутреннем кольце (Z, -2Z), или в новом исполнении с защитной шайбой и гладким буртиком внутреннего кольца (ZR, -2ZR).
В подшипниках с уплотнением, образуют уплотнительные кольца, выполненные из вулканизированной резины на металлических креплениях эффективное контактное уплотнение. Подшипники производятся в исполнении с закругленной посадкой на внутреннем кольце (RS, -2RS), или в новом исполнении с уплотнением и гладким буртиком внутреннего кольца (RSR,-2RSR).
Подшипники с уплотнением могут использоваться при температурах в диапазоне от -30°C до 100°C. Поставки подшипников с уплотнением для температурного диапазона от -60°C до 150°C (RS2, -2RS2) необходимо предварительно обсудить. Защитные шайбы и уплотнительные кольца закрепленны во врезке наружного кольца и они не съемные.
Подшипники с защитными шайбами по обеим сторонам (-2Z, -2RS, или же -2ZR, -2RSR) заполненные качественной пластической смазкой, свойства данной пластической смазки, как правило, обеспечивают при нормальных условиях эксплуатации смазывание в течение всего времени долговечности подшипника. Подшипники в данном исполнении невозможно дополнять смазкой и они могут применяться при эксплуатационных температурах в диапазоне от -30°C до 100°C. Поставку подшипников с другой пластической смазкой нужно предварительно обсудить.
Для подшипников с защитными шайбами по обеим сторонам, для обозначения наполнения пластической смазкой другого вида как нормальная, используются знаки, первые две буквы которых определяют диапазон эксплуатационной температуры (в соответствии с STN 02 4608), а третья буква - название смазки.
TL - смазка для низкой эксплуатационной температуры (от -60°C до 100°C)
TM - смазка для средних эксплуатационных температур (от -30°C до 110°C)
TH - смазка для высоких эксплуатационных температур (от -30°C до 200°C)
TW - смазка для низких и высоких эксплуатационных температур (от -40°C до 150°C)
Примечание: Знаки смазок для средних эксплуатационных температур не указываются на подшипниках.
Для некоторых менее требовательных установок напр. в сельскохозяйственных машинах и т. д., производятся определенные размеры однорядных шариковых радиальных подшипников типа 62 и 63 с коническим отверстием (K) и конусностью 1:12. Эти подшипники также производятся с защитной шайбой по обеим сторонам. Подшипники укрепляются на цилиндрический стержень при помощи крепежных втулок типа H2, или H3, или же прямо на конический штифт.
Шариковые подшипники радиальные однорядные имеют в базовом исполнении сепаратор прессованный из листовой стали, вращаемый на шариках, который не обозначается.
Для особых случаев установок некоторые подшипники производятся с другими типами сепараторов. Это подшипники с массивным полиамидным сепаратором (TNH, TNGH) и с массивным латунным сепаратором (М). Поставку таких подшипников необходимо предварительно согласовать.
Шариковые подшипники радиальные однорядные обычно производятся в классе точности PO и P6. Для более требовательных по точности видов установок, или для установок с высокой частотой вращения, применяются подшипники по высшим классам точности Р6, P5 и P4. Для электродвигателей применяются подшипники класса точности P6Е.
Величины предельных отклонений точности размеров и хода приведены в соответствии с ISO 492. Исключение составляют разъемные шариковые подшипники радиальные однорядные типа Е и ВО, у которых предельное отклонение наружного диаметра составляет D +0,01/0,00 мм.
Подшипники класса точности Р5 и Р4 производятся из более качественного материала – переплавленной под шлаком стали или в вакууме.
Обычно производимые шариковые подшипники радиальные однорядные имеют нормальный радиальный зазор, который не обозначается. Для особых случаев установки поставляются подшипники с уменьшенным радиальным зазором (C2) или с увеличенным радиальным зазором (C3, C4, C5).
Обычно производимые шариковые подшипники радиальные однорядные имеют нормальный уровень вибраций, назначенный производителем. Для особых случаев установки, требующих бесшумного хода, поставляются подшипники с уменьшенным уровнем вибраций (C6).
Знаки степени точности, зазора в подшипнике и уровня вибраций объединяются при одновременном исключении знака C при втором и последующем особом свойстве подшипника, напр.:
P6 + C3 = P63 6004 P63
C3 + P6 = C36 6303-2RS C36
P6 + C3 + C6 = P636 6204-2Z P636
Для установок с эксплуатационной температурой выше 120°C поставляются специально термически обработанные стабилизированные шариковые подшипники радиальные однорядные, у которых обеспечена форменная стабильность при эксплуатационной температуре от 150°C до 400°C (S0, S1, S2, S3, S4, S5).
Поставки стабилизированных подшипников необходимо предварительно обсудить с поставщиком.
Для шариковых подшипников радиальных однорядных допускается малая взаимная самоустанавливаемость колец подшипников, поэтому отклонение от соосности установочных мест может быть очень малым. Несоосность вызывает добавочную нагрузку подшипника, чем сокращает его долговечность.
Величины допустимого самоустанавливания при нормальных эксплуатационных условиях приведенные в таблице.
Тип подшипника Нагрузка
малая (Fr<0,15 Cor) Большая (Fr ≥ 0.15 Cor)
618,619,160,60 от 2′ до 6′ от 5′ до 10′
62,63,64 от 5′ до 10′ от 8′ до 16′
Pr = Fr для Fa/Fr ≤ e
Pr = 0,56 Fr + YFa для Fa/Fr > e
Koэффициенты
Fa/Cor e Y
0.025 0.22 2
0.040 0.24 1.8
0.070 0.27 1.6
0.130 0.31 1.4
0.250 0.37 1.2
0.500 0.44 1
Por = 0,6 Fr + 0,5 Fa (Por ≥ Fr)
Маркировка подшипников базового или нормального производства указана в таблице размеров. Модификация от базового изготовления обозначается дополнительными знаками согласно STN 02 4608. Характер часто используемых знаков для шариковых подшипников однорядных указан в таблице.
Знак | Пример обозначения | Вид подшипника |
X | X 625P5 | Нержавеющая сталь |
RS | 6002 RS | Уплотнение на одной стороне |
-2RS | 6300-2RS | Уплотнение по обеим сторонам |
RSR | 6210 RSR | Уплотнение на одной стороне прилегающие на гладкий бортик внутреннего кольца |
-2RSR | 6210-2RSR | Уплотнение по обеим сторонам прилегающие на гладкий бортик внутреннего кольца |
Z | 6317 Z | Защитная шайба на одной стороне |
ZN | 6204 ZN | Защитная шайба на одной стороне и канавка для стопорного кольца на обратной стороне |
-2Z | 6308-2Z | Защитная шайба по обеим сторонам |
-2ZR | 6005-2ZR | Защитная шайба по обеим сторонам, прилегающая на гладкий выступ внутреннего кольца |
K | 6204-2ZK | Коническое отверстие с конусностью 1:12 |
N | 6416 N | Канавка для стопорного кольца на наружном кольце |
NR | 6310 NR | Канавка для стопорного кольца на наружном кольце и вставленное стопорное кольцо |
Y | X 623 Y P5 | Сепаратор прессованный из листовой латуни веденный по телах качения |
TNH | 6002 TNH | Пластмассовый сепаратор веденный по шариках |
M | 6319 M | Массивный сепаратор из латуни веденный по шариках |
MA | 6209 MA | Массивный сепаратор из латуни веденный по наружному кольцу |
TB | 6308 TB | Массивный сепаратор из текстита веденный по внутреннем кольце |
P6 | 6303 P6 | Высшая степень точности чем норма |
P6E | 6204-2Z P6E | Высшая степень точности для вращательных электрических машин |
P5 | 6208 P5 | Класс точности выше чем P6 |
P4 | 6007 P4 | Класс точности выше чем P5 |
C2 | 6003 C2 | Радиальный зазор меньше чем норма |
C3 | 6302-2ZR C3 | Радиальный зазор выше чем норма |
C4 | 6005-2RS C4 | Радиальный зазор выше чем С3 |
C5 | 6303-2ZR C5 | Радиальный зазор выше чем С4 |
C6 | 6300 C6 | Пониженный уровень вибрации |
R... | 6210 R10-20 | Радиальный зазор в немодульном диапазоне (диапазон в микрометрах) |
S0 | 6204 S0 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 150 °C |
S1 | 6301 S1 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 200 °C |
S2 | 6303-2ZR C5S2 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 250 °C |
S3 | 6303-2ZR C5S3 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 300 °C |
S4 | 6306-2ZR C5S4 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 350 °C |
S5 | 6306-2ZR C5S5 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 400 °C |
TPF | 6204-2Z P6E TPF | Подшипники, изготовленные в соответствии с особыми техническими условиями, согласованных с заказчиком |