Однорядные радиальные шариковые подшипники состоят из двух плоских колец с дорожками качения для одного ряда шариков с сепаратором. Кольца имеют идентичные посадочные плоскости, поэтому должны быть поддержаны таким образом, чтобы все шарики были равномерно нагружены. Эти подшипники предназначены для восприятия аксиальных сил, действующих в одном направлении. Радиальные силы передавать не могут.
Основные размеры аксиальных двухрядных шариковых подшипников сумоустанавливающихся, приведенных в размерных таблицах, которые соответствуют международной норме размеров ISO 104.
Маркировка подшипников, в базовом исполнении указана в таблицах размеров. Модификация от базового исполнения обозначается добавочными знаками, согласно STN 02 4608.
Радиальные шариковые подшипники имеют стальной сепаратор, который не обозначается. Для особых случаев установки изготавливаются некоторые подшипники с массивным латунным сепаратором (M). Поставку подшипников с такими сепараторами согласовывают заранее.
Радиальные шариковые подшипники при серийном изготовлении имеют класс точности Р0 (знак P0 не указывается). Для особых случаев установки, требующих точности, производятся подшипники с высшим классом точности Р6. Предельные значения отклонений точности размеров и хода указаны в STN ISO 199.
Радиальным шариковым подшипникам требуется достаточно точная соосность посадочных плоскостей, так как любая несоосность вызывает усиление нагрузки в контакте элементов качения с дорожками качения. По этой причине радиальные шариковые подшипники на подходят для переноса сил при взаимной несоосности осевых и боковых колец.
Аксиальные эквивалентные динамические нагрузки
Pa = Fa [kН]
Минимальная аксиальная нагрузка
При более высокой скорости вращения возникает при использовании радиальных шариковых подшипников опасность проскальзывания шариков между дорожками качения колец за счет центробежной силы, в том случае, когда понизится осевая нагрузка Fa ниже минимального значения, которое может быть вычислено по формуле:
где:
Fa мин – минимальная аксиальная нагрузка [kН]
nmax – максимальная частота вращения [мин-1]
M – коэффициент минимальной аксиальной нагрузки (значения указаны в таблицах размеров)
Если внешняя аксиальная нагрузка низкая (менее, чем Fa мин), или в процессе эксплуатации происходит снятие нагрузки с подшипника, например. одного ряда шариков в двухрядных радиальных подшипниках, или одного подшипника при использовании пары подшипников одного направления, необходимо обеспечить минимальную аксиальную нагрузку, напр. при помощи пружин.
Аксиальная эквивалентная статическая нагрузка
Poa = Fa [kН]