Цилиндрические роликовые подшипники изготавливаются в нескольких конструктивных исполнениях.
При исполнении NU ролики ведены между буртиками на наружном кольце а при исполнение N ролики веденые между буртиками на внутреннем кольце. Оба исполнения допускают взаимное аксиальное перемещение колец в обе стороны.
Исполнение NJ имеет два направляющих буртика на наружном кольце и один на внутреннем кольце, исполнение NF два направляющих буртика на внутреннем кольце и один на наружном кольце. Оба исполнения позволяют переносить ограниченные аксиальные силы в одном направлении.
Исполнение NUP имеет в сравнении с исполнением NJ добавочное плоское фасонное кольцо, образующее второй лицевой упор на внутреннем кольце, что позволяет подшипнику воспринимать ограниченные аксиальные силы в обоих направлениях.
Аксиальное ведение в обоих направлениях достигается применением дополнительных фасонных колец HJ для подшипников исполнения NJ и в одном направлении для подшипников исполнения NU. Маркировка фасонных колес относящихся к отдельным подшипникам указана в размерных таблицах.
Однорядные цилиндрические роликовые подшипники в сравнении с аналогичными шариковыми однорядными подшипниками имеют высшую несущую способность, благодаря которой они подходят для установок с большой радиальной нагрузкой, высокими частотами вращения и когда возникает необходимость прочной установки обоих колец.
Основные размеры подшипников указанные в таблицах размеров соответствуют международной норме ISO 15.
Маркировка подшипников в базовом исполнении приведена в таблицах размеров. Модификация от базового исполнения обозначается добавочными знаками, согласно STN 02 4608. Значение используемых чаще всего знаков указано в следующей таблице.
Знак | Пример обозначения | Значение |
R | R NU205 | Подшипник без одного (съемного ) кольца |
L | LNU206 | Отдельное съемное кольцо разборного подшипника |
C3 | NJ311 C3 | Радиальный зазор больше нормального |
R... | NU210 R70-90 | Радиальный зазор в нестандартном диапазоне (в микронах) |
E | NU2209E | Изменение внутренней конструкции, более высокая несущая способность |
M | NJ219M | Латунный сепаратор связан стальными заклепками |
M1 | NJ207EM1 | Латунный сепаратор без заклепок |
TNG | NIJ306ETNG | Массивный сепаратор из полиамида с наполнителем, веденый на роликах |
N | NU207N | Канавка для стопорного кольца на наружном кольце |
NR | NU206NR | Канавка для стопорного кольца на наружном кольце и вставлено стопорное кольцо |
P6 | NU217 P6 | Высший класс точности |
S0 | NU220 C3S0 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 150 °C |
S1 | NU220 C3S1 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 200 °C |
S2 | NU220 C3S2 | Стабилизация для эксплуатации при температуре до 250 °C |
Однорядные цилиндрические роликовые подшипники имеют стальной сепаратор, веденый на роликах. Сепаратор не маркируется.
Для особых случаев установки выпускаются подшипники с пластмассовыми или латунными сепараторами.
Дополнительный знак для пластмассового сепаратора TNG, обозначает, что это монолитный сепаратор, изготовленный из полиамида РА 6.6., усиленный 25% стекловолокна.
Латунные сепараторы изготавливаются в двух вариантах, где знак М это латунный сепаратор соединенный стальными швами а знак М1 это соединение втулки и корпуса обеспеченное распрессовкой концов стоек.
В случае запроса на ведения латунного сепаратора по наружном кольце МА, или внутреннего кольца МВ необходимо поставку подшипников заранее согласовать.
Подшипники обычно производятся в классе точности P0, который не обозначается. Поставляются также и подшипники для сложнейших установок с высшей классе точности Р6, Р5 и Р4.
Обычно выпускаемые подшипники имеют нормальный радиальный зазор, который не маркируется. Для особых случаев установок поставляются подшипники с уменьшенным зазором С2, или с увеличенным радиальным зазором С3, С4 и С5.
В базовом обозначении подшипника знаки класса точности и радиального зазора соединяются напр.:
Р6 + С3 = Р63
Р6 + С4 = Р64 и т.п.
Дополнительные фасонные кольца типа HJ2, HJ2E, HJ3, HJ3E и HJ4 можно применять для подшипников в конструкционном исполнении NJ и NU.
Примеры маркировки подшипников:
NJ2 + HJ2 = NH2
NJ3 + HJ3 = NH3
NJ4 + HJ4 = NH4
NU2 + HJ2 = NUJ2
NU3 + HJ3 = NUJ3
NU4 + HJ4 = NUJ4
Для установок с ограниченным пространством для посадки подшипников, поставляются подшипники роликовые цилиндрические однорядные без внутреннего кольца, маркировка R NU. Дорожку качения внутреннего подшипникового кольца создает прямо каленая и граненая шейка.
Допуск размера на шейке как правило „g6“ для нормального радиального зазора, „f6“ для увеличенного радиального зазора и „h5“ для уменьшенного радиального зазора. Отклонения круглости и цилиндричности „дорожки качения“, в таком случае шейки, не могут быть больше чем отклонения для класса точности IT3. Шероховатость поверхности должна быть Ra = 0,2 а для менее сложных установок Ra = 0,4.
Значения основных несущих способностей Cr и Cor приведены в табличной части, они действительны для подшипников RNU при условии, что прочность на поверхности шейки будет в диапазоне 59 – 65 HRC. С понижающимся значением прочности понижаются и значения несущей способности Cr, которые надо умножить коэффициентом fh из следующей таблицы. Минимальная глубина закалки шейки после шлифовки зависит от диаметра роликов и величины нагрузки, и должна быть в диапазоне 1 – 3 мм.
Твердость HRC | 58 | 56 | 54 | 51 | 48 | 45 | 40 | 35 | 30 |
Коэффициент fn | 0,9 | 0,8 | 0,7 | 0,6 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 |
Взаимное самоустанавливание колец однорядных роликовых подшипников очень малое. Допустимые значения самоустанавливания приведены в таблице.
Тип подшипника Нагрузка
Малая (Fr<0,1Cor) Большая (Fr>=0,1Cor)
NU10, NU2, NU3, NU4 2'-3' 5'-7'
NU22, NU23 1'-3' 3'-4'
Исполнения NJ, NUP, N (*1)
всех типоразмерных групп 1'-2' 3'-4'
1) Меньшие значения из пары цифр действительны для 2 ряда ширины и высших рядов
При использовании однорядных цилиндрических роликовых подшипников только с радиальной нагрузкой без аксиальных сил, динамическая нагрузка рассчитывается в соотношении:
Pr = Fr [kН]
Если подшипники используются и для переноса аксиальных сил, то расчет динамической нагрузки рассчитывается из формулы:
Pr = Fr для Fa/Fr ≤ e
Pr = 0,92 Fr + Y. Fa для Fa/Fr > e
где
e = коэффициент расчета
e = 0,2 для подшипников типа 2, 3, 4
e = 0,3 для подшипников типа 22, 23
Y = коэффициент аксиальной нагрузки
Y = 0,6 для подшипников типа 2, 3, 4
Y = 0,4 для подшипников типа 22, 23
Для надежной работы роликовых подшипников качения, которые переносят аксиальные нагрузки необходимо обеспечить одновременное и радиальную нагрузку, причем соотношение Fa / Fr не должно превышать 0,5.
Для статически нагруженных роликовых подшипников действительно:
Por = Fr [kN]